Утвержден приказом
по школе-лицею за №102 от 04.08.2018 года
План
проведения мероприятий в школе-лицее № 15 посвященных Дню гражданской обороны
11-16 апреля 2019 года
Тема: «Порядок действий учащихся, учителей и техперсонала в случаях чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера».
Цели:
1. Ознакомить учащихся с правилами действий при ЧС.
2. Ознакомить учащихся с правилами пользования индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи.
3. Научить учащихся приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ЧС.
4. Воспитывать уверенность в своих знаниях и силах.
5. Прививать учащимся стремление к овладению знаниями, навыками и умениями при возникновении ЧС.
Время: с 12 по 16 апреля ( на классных часах)
Место:
1. Фойе школы, место проведения общешкольных линеек.
2. Кабинеты классных руководителей.
3. Здание школы, место для эвакуации при ЧС природного и техногенного характера.
4. Спортивный зал школы.
№
п/п
|
Наименование мероприятия (тема, учебные вопросы)
|
Дата и время проведения
|
Метод проведения
|
Категория учащихся
|
Место проведения
|
Ответственный за проведение
|
Отметка о выполнении
|
1
|
Показное занятие.
Тема: «Индивидуальные средства защиты и пользование ими».
Учебные вопросы:
|
12-16 апреля 2019 года
|
Показное занятие (рассказ, показ)
|
Учащиеся
1 смены
8 – 11
классы
Учащиеся
2 смены
5 – 7
классы
|
фойе для проведения общешкольных линеек, учебные кабинеты, плац во дворе школы
|
Преподаватель-организатор НВП
Кенжебай К.С.
|
|
2
|
Классный час.
Тема: «Действия гражданского населения в случаях чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера».
Учебные вопросы:
|
12-16 апреля 2019 года
|
Рассказ, беседа.
|
Учащиеся
1 смены
5 – 11
классы
Учащиеся
2 смены
5 – 7
классы
|
Кабинеты классных руководителей
|
Классные руководители
|
|
3
|
Практическое занятие.
Тема: «Эвакуация учащихся при ЧС природного и техногенного характера».
Учебные вопросы:
|
15 апреля
2019 года
С 12.40-12.50
часов
15 апреля
2019 года
С 17.50-18.00 часов
|
Практическое занятие
|
Учащиеся
1 смены
5 – 11
классы
Учащиеся
2 смены
5 – 7
классы.
|
Здание школы, место для эвакуации при ЧС природного и техногенного характера.
|
Заместители директора школы по УВР
классные руководители, медицинский работник, санитарные дружины.
|
|
4
|
Проведение соревнований на первенство школы по баскетболу среди учащихся 5 – 11 классов.
|
12-16 апреля 2019 года
|
Соревнование по круговой системе.
|
Учащиеся
5 – 11
классов
|
Спортивный зал школы
|
Преподаватели физической культуры
|
|
5
|
Проведение спортивных эстафет среди 1 – 4 классов.
|
12-16 апреля 2019 года
|
Соревнование по возрастным категориям.
|
Учащиеся
1 – 4
классов
|
Спортивный зал школы
|
Преподаватели физической культуры
|
|
Схема построения для подведения итогов
учебно- тренировочных занятий по школе - лицей № 15 на 15 апреля 2019 года для 1 смены
Схема построения для подведения итогов
учебно - тренировочных занятий по школе - лицей № 15 на 15 апреля 2019 года для 2 смены
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ТӨТЕНШЕ ЖАҒДАЙЛАР ЖӨНIНДЕГI МИНИСТРЛIГI
МИНИСТЕРСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
АСТАНА ҚАЛАСЫ ТӨТЕНШЕ ЖАҒДАЙЛАР ЖӨНIНДЕГI ДЕПАРТАМЕНТI

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке проведения «Дня зашиты детей» в общеобразовательных школах всех типов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке проведения «Дня зашиты детей» в
общеобразовательных школах всех типов
1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»
Общие положения
«День защиты детей» является одним из завершающих этапов учебного процесса, способствует выработке у учащихся прочных практических навыков в защите от последствий чрезвычайных ситуации.
В период подготовки проводится работа, направленная на повышение качества подготовки преподавательского состава, совершенствуется обучение учащихся по основам гражданской обороны (ГО), проводятся тренировки, обновляется наглядная агитация, оформляется тематическая выставка.
На совещаний рассматривается состояние Гражданской обороны в школе, определяются конкретные задачи, назначаются ответственные за подготовку и проведение всех мероприятий «Дня защиты детей».
Организуется показ кино и видеофильмов по ГО и ЧС, выступления специалистов городского управления или районного отдела по чрезвычайным ситуациям.
Работники библиотеки готовят выставку литературы по ГО и ЧС.
Преподавательский состав проводит активную работу по подготовке учащихся к сдаче практических нормативов ГО, а также действий по предупредительному сигналу “Внимание всем!”.
Всех учащихся школы в процессе подготовки целесообразно разделить на три возрастные группы перечень мероприятий, (1-4, 5-8, 9-11 классы) и своевременно довести до каждой группы перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения.
Учащиеся готовят наглядную агитацию ко «Дню защиты детей»: стенные газеты, фотомонтажи, плакаты, простейшие индивидуальные средства защиты.
Начальник штаба ГО школы совместно с преподавателем – организаторам НВП, командирами спасательной команды (группы), санитарного поста, звена пожаротушения, группы охраны общественного порядка готовят личный состав формирований ГО, уточняют функциональные обязанности, порядок оснащения, проводят практические занятия по спасению людей, оказанию пострадавшим первой медицинской помощи.
Обновляются и вывешиваются на видных местах схемы экстренной эвакуации учащихся из здания школы и план схема безопасных мест на территории школы.
Начальник ГО школы издает приказ о подготовке и проведении «Дня защиты детей».
Разрабатывается план проведения «Дня защиты детей», утверждаемый начальником ГО – директором школы. Все мероприятия плана проводятся в течение одного учебного дня или недели.
Лучшее время для проведения «Дня защиты детей» - 1 марта, во Всемирный день Гражданский защиты (обороны), но по решению директора школы можно его проводить и в другое время.
Проверка готовности школы к проведению
«Дня защиты детей»
За день до начало проведения мероприятий директор – начальник ГО школы заслушивает начальника штаба ГО, заместителя директора по хозяйственной части, председателя общественной комиссии (жюри) о готовности школы к проведению «Дня защиты детей».
Утром перед проведением «Дня защиты детей» классные руководители докладывают начальнику штаба ГО школы о готовности и наличии учащихся своих классов.
II. ПРОВЕДЕНИЕ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»
1. действия на 1 этапе «Дня защиты детей» - (1 час)
«День защиты детей» ( если в один день) открывается общешкольной линейкой, на которой разъясняется порядок проведения запланированных мероприятий, организуется краткие выступления приглашенных гостей, после чего учащиеся расходятся по классам.
Во всех классах проводится открытый урок по курсу «Основы гражданской обороны» (ГО).
На открытый урок приглашаются работники районного отдела образования, районного отдела по чрезвычайным ситуациям, ветераны ГО, Великой Отечественной войны, труда, представители различных общественных организации и др. Представители этих организации и гости проводят беседы с учащимися, отвечают на вопросы.
Для подобных бесед можно пригласить и родителей учащихся, компетентных в вопросах ГО и безопасности жизнедеятельности. На этом этапе «Дня защиты детей» учитывается разнообразие мероприятий на открытом уроке.
2. Действия на 11 этапе «Дня зашиты детей» (отработка общешкольных мероприятий по класса) – (1 – 2 часа)
До начало практических занятий в каждом классе классный руководитель закрепляет с учащимися теоретические знания по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и проводит занятия по практической отработке элементов вводных по возможной обстановке на территории школы.
При проверке теоретических знании возможно проведение викторин. При оценке этого этапа оценка ставится за каждый ответ по 5 – балльной системе.
Викторина «Вопросы - ответы»
Команда (класс или несколько человек из класса) получает вопросы от члена жюри, в течение 1 –3 минут обдумывает ответ и отвечает на поставленные вопросы.
Предлагаемые вопросы:
- виды стихийных бедствий и их краткая характеристика;
- какие вторичные факторы может вызвать землетрясение?
- перечислите основные причины возникновения пожара;
- что такое локализация пожара?
- Как ликвидировать очаг возгорания, возникший в помещении?
- Ваши действия при пожаре и спасении пострадавших;
- Какие мероприятия проводятся по предупреждению пожаров?
- Наиболее распространенные СДЯВ;
- Какие СДЯВ используется на промышленных предприятиях в вашем городе, районе, области;
- Характеристика зоны радиоактивного заражения;
- Правила поведения людей при снежных заносах, буранах;
- Правила поведения людей при нахождении в лесу, в горах;
- Средства оказания первой медицинской помощи;
- Понятие о само и взаимопомощи;
- Первая помощь при кровотечении;
- Правила наложения жгута;
- Правила наложения стерильных повязок;
- Первая помощь при переломах;
- Правила наложения шин;
- Первая помощь при ожогах;
- Первая помощь при укусах насекомых, змей, животных;
- Первая помощь при отравлениях;
- Первая помощь при солнечном ударе;
- Первая помощь утопающему;
3. Действия на III этапе «Дня защиты детей»
(Действия преподавательского состава и учащихся по вводным возможной обстановки на территорий школы при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий) – (2-3 часа)
В ходе проведения «Дня защиты детей » отрабатываются практические вопросы по 2 –3 вводным возможных экстремальных ситуаций на территории школы, характерных для данной местности.
Оповещение о вводной проводится заранее установленной звонковой сигнализацией школы или речевой информацией.
Вводная – «Землетрясение»
(проводится в районах, подверженных землетрясению)
1 вариант. Получение информации из районного отдела по чрезвычайным ситуациям об угрозе землетрясения.
Для уточнения плана действий при угрозе землетрясения в кабинете директора собирается руководящий состав школы, преподаватели.
Начальник штаба ГО школы приводит в готовность формирования ГО, ставит задачи по ликвидации последствий землетрясения.
Учащиеся оповещаются классными руководителями и под их руководством организованно выводятся из здания на установленные безопасные для каждого класса места на территории школы, наличие учеников проверяется по классному журналу, результат сообщается директору (завучу).
Руководящий и преподавательский состав доводят до учащихся правила поведения, ведет разъяснительную работу по недопущению паники.
II .вариант. «Внезапное землетрясение»
Постоянный состав и учащиеся всех классов быстро занимают относительно безопасные места в углах внутренних стен, под балками, в дверном проеме, под партами, отвернувшись лицом от окон и закрыв голову руками, готовые покинуть класс по команде учителя.
Постоянный состав: После окончания первого толчка преподаватели классов, расположенных на 1 – 2 этажах, дают команду: «Всем покинуть здание школы!».
Преподаватели (2 этаж) направляют одного из учеников убедиться, что лестничные клетки не пострадали от первого толка, затем выводят учащихся на установленные безопасные места у школы. Там проверяют по классному журналу наличие учеников, результат докладывают директору (завучу) школы.
После окончания толчков преподаватели классов, расположенных выше второго этажа, убедившись в целостности лестничных пролетов, если позволяет обстановка, организует вывод учеников из здания школы, уделяя особое внимания мерам безопасности. На установленном безопасном месте на территории школы. Если необходимо, оказывает помощь пострадавшим.
Формирования ГО школы: Командиры формировании ГО после выхода людей из здания школы объявляют сбор личного состава формировании, через начальника штаба ГО школы оснащают их и организуют спасение оставшихся в здании школы людей, тушение пожара, оказание первой медицинской помощи пострадавшим, охрану общественного порядка.
Один из пожарных звена пожаротушения после окончания первого толчка отключает общий электрорубильник.
При отработке первой вводной учитываются организованность и дисциплина учащихся при выполнении мероприятий; точность и качества выполнения задач. Особо выставляется оценка классу за отработку действий по экстренной эвакуации
Вставляются баллы каждому классу.
Вводная – «Химическая опасность»
(проводится в школах при близком расположении предприятий, использующих в производстве СДЯВ)
1. Получения сигнала об аварии на одном из предприятий и возможности заражения СДЯВ.
Постоянный состав: Сбор руководящего состава школы у директора. Получение задачи. Организуется наблюдение за окружающей обстановкой, а также постоянная связь с районным отделом по чрезвычайным ситуациям.
Начальник штаба ГО школы приводит в готовность формирования ГО.
Учащиеся: оповещаются через радиоузел или звонковой сигнализацией об угрозе химического заражения СДЯВ, характерного для данной аварии.
Учащиеся изготавливают простейшие средства защиты и проводить готовность имеющиеся.
Учащиеся старших классов участвует в работах по герметизации закрепленных за ними школьных помещений, подготавливают помещений, подготавливают убежища (подвальные помещения).
2. Возникновение опасного заражения. Подается сигнал «Возникновение химического заражения» (звонковая сигнализация или речевая информация).
В зависимости от направления ветра и распространения облака отрабатывается элементы эвакуации.
Постоянный состав: Преподавательский состав руководит действиями учащихся. Все перемещаются по территории школы или близлежащей местности в зависимости от характера СДЯВ (при аммиаке укрываются защитных сооружениях, при хлоре поднимаются на верхние этажи), надевают простейшие средства защиты органов дыхания.
Руководящий и преподавательский состав доводят до учащихся правила поведения, ведут разъяснительную работу по недопущению паники.
Учащиеся: Ученики организованно, не создавая панику, под командой учителя выходят из здания школы перпендикулярную направлению ветра.
На этом этапе могут быть отработаны нормативы ГО по надеванию СИЗ (№2,3) и оказанию само и взаимопомощи при поражении СДЯВ.
При отработке этого этапа учитываются организованность и дисциплина учащихся при выполнении поставленных задач, каждому классу выставляется определенный балл. За выполнение нормативов ГО может быть выставлена оценка как всему коллективу класса, так и индивидуально каждому. Могут быть заданы вопросы по особенностям и мерам безопасности при контакте с различными СДЯВ (при определении оценки класса).
Особо выставляется оценка классу за отработку действий по эвакуации.
Вводная – «Радиационная опасность»
(проводится в районах, имеющих радиационно-опасные объекты)
1. Получение информации из районного отдела по чрезвычайным ситуациям о возможной угрозе радиоактивного заражения территории. Постоянный состав: Сбор руководящего состава школы у директора.
Получение задачи. Организуется наблюдение за окружающей обстановкой, а также постоянная связь с районным отделом по чрезвычайным ситуациям.
Учащиеся: Ученики 3-5 классов изготавливают простейшие средства защиты органов дыхания и приводят в готовность имеющиеся. Ученики 10 –11 классов изготавливают простейшие СИЗ для учеников 1-2 классов. В 6-11 классах организуется работы по герметизации школьных помещении. Ученики 10-11 классов получает имущество для хозяйственных работ и приводят в готовность подвальные помещение.
2. Начало радиоактивного заражения с повышением уровня радиации свыше 30 мкр/час.
Постоянный состав: Сбор и постановка задач. Преподавательский состав проводит разъяснительную работу с учащимися.
Учащиеся: Оповещаются через радиоузел, разъясняется правила поведения в условиях возможного заражения.
3. Повышение уровня радиации до 60 мкр /час и более.
Подается сигнал: «Возникновении угрозы радиоактивного заражения» и дается команда об укрытии всех в защитных сооружениях. Все спускаются в убежище (подвальные помещение).
По прибытии в защитное сооружение классные руководители проверяют наличие учеников.
Приводят в готовность простейшие средства защиты органов дыхания.
Руководящий и преподавательский состав доводят до учащихся правила поведения на территории школы в условиях повышенного радиационного фона, ведет разъяснительную работу по недопущению паники.
Начальник штаба ГО школы докладывает в районный отдел по чрезвычайным ситуациям об обстановке. При получении соответствующего распоряжения проводится эвакуация
При отработке этой вводной учитывается организованность и дисциплина учащихся при выполнении мероприятий, точность и качество выполнения поставленных задач; при эвакуации – время прибытия в указанное место, кроме того, наличие простейших средств защиты.
Выставляются баллы каждому классу.
Вводная – «Селевой поток»
(проводится в предгорных районах)
Получение информации из районного отдела по чрезвычайным ситуациям о возможном селевом потоке.
Постоянный состав: В кабинете директора собирается руководящий состав школы, осуществляется оповещение всех остальных.
Начальник штаба ГО школы уточняет готовность формирований ГО.
Классные руководители готовят учащихся к эвакуации из здания на заранее определенные близлежащие возвышенные места.
Учащиеся: Ученики старших классов оказывают помощь в эвакуации. При необходимости оказывается помощь пострадавшим.
По прибытии на место эвакуации преподавательский состав проверяет учащихся по классному журналу и ведет разъяснительную работу по недопущению паники.
Ученики – юноши старших классов должны быть готовы принять участие в проводимых работах по возведению дамб, насыпей, отводных каналов и оказывается помощи пострадавшим.
По прибытии на место эвакуации преподавательский состав проверяет учащихся по классному журналу и ведет разъяснительную работу по недопущению паники.
Ученики – юноши старших классов должны быть готовы принять участие в проводимых работах по возведению дамб, насыпей, отводных каналов и оказанию помощи жителям домов.
При отработке вводной учитывается организованность и дисциплина учащихся при эвакуации, время прибытия на указанное место.
Выставляются баллы каждому классу.
Вводная – («Пожар в школе»)
Пожар в здании школы.
Командир звена пожаротушения обеспечивает вызов штатной пожарной команды и отключение общего электрорубилника.
Постоянный состав и учащиеся без паники покидают здание школы согласно планам – схемам эвакуации. Используется простейшие средства защиты органов дыхания. На установленном безопасном месте на территории школы классные руководители проверяют наличие учеников, результат сообщают директору школы.
Если пожар произошел в одном крыле школы, то при эвакуации необходимо воспользоваться лестницей другого крыла.
Формирования ГО школы, ученики старших классов принимают участие в локализации очага пожара.
При отработке этой вводной учитывается организованность и дисциплина учащихся при выполнении мероприятий, точность и качество выполнения поставленных задач; при эвакуации – время прибытия в указанное место, кроме того, наличие простейших средств защиты.
Выставляются баллы каждому классу.
В методической рекомендации приведены варианты отработки шести вводных по возможным обстановкам на территории школы при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий.
При проведении «Дня защиты детей» в зависимости от местонахождения школы (область, район, город) должны быть учтены и такие экстремальные ситуации, как ураганы, метель, снежные заносы, бури, наводнения.
4. Действия на IV этапе “Дня защиты детей” (Проводятся после отработки вводных по различным видам обстановки) – (1 – 2 часа)
По окончании отработки вводных объявляется общее построение классов, принявших участие в предыдущем этапе, проводится смотр – конкурс наглядной агитации, комбинированная эстафета, конкурсы и другие мероприятия.
Смотр конкурс наглядной агитации
Тематика может быть разнообразной: «Защита человека в чрезвычайной ситуации», «Окружающая среда и человек», «Человек и чрезвычайная ситуация» и другие.
При оценке этого конкурса учитывается содержание, освещение темы, юмор, загадки и т.д., оценка производится по 5 – балльной системе.
Учащиеся младших классов могут представить выставку детского творчества, а для старших классов подобная выставка может послужить добавочным баллом к общей оценке.
Комбинированная эстафета
1. Команда из нескольких человек от класса.
I этап – 1 человек – бег со старта, бросание мяча в баскетбольный щит, преодоление препятствия.
II этап – 1 человек – сборка противогаза с устранением неисправности, надевание противогаза и бег в нем до III этапа.
III этап – 2 –3 человека – санитары в противогазах бегут к «пораженному», надевают на него противогаз, оказывают медицинскую помощь и выносят из очага поражения.
Команда оценивается по общему времени, затраченному в ходе соревнования с учетам баллов, полученных на каждом этапе. Могут быть включены другие этапы отработки поведения человека в экстремальных ситуациях.
2. Команда из 5 человек.
Участники выстраиваются на одной линии двумя группами в колонну по одному. По общей команде «Газы», «Вперед» первые участники от каждой группы надевают противогазы, бегут вперед, добегая до препятствие, снимают и укладывают противогазы и возвращаются к своей команде. Как только они пересекают линию финиша (старта), следующие участники надевают противогазы и выполняют все этапы этого соревнования.
Команда оценивается по общему времени и количеству ошибок. Здесь также могут быть включены различные виды препятствий и другие элементы.
Конкурс «Санитары»
В конкурсе участвуют девушки (по желанию юноши) – 1 – 2 человека от класса.
По команде «Вперед» участник конкурса подбегает к «пораженному», накладывает повязки на голеностопный сустав и голову, затем накладывает жгут на плечо. По команде «Газы» надевает противогаз и производит «пораженному» иммобилизацию голени, после чего транспортирует его на линию финиша (старта).
Конкурс оценивается по наименьшему времени, затраченному на выполнение задания, с учетам штрафа за ошибки.
Конкурс «Сборка противогаза»
В конкурсе участвует команда из 2 –5 человек.
По команде «Вперед» команда производит сборку противогазов с устранением неисправностей и надевает противогазы.
Конкурс оценивается по общему времени и количеству ошибок при выполнении норматива.
5. V этап. Подведение итогов – (1 час)
По окончаний спортивных мероприятий все участники собираются в актовом зале школы. Организуется встреча с работниками районного отдела образования, районного отдела по чрезвычайным ситуациям, ветеранами Гражданской Обороны, Великой Отечественной войны, труда, педагогическим коллективом школы и представителями различных общественных организаций.
Руководящий состав колы, штаб ГО, члены общешкольной комиссии (жюри) подводят итоги и определяют отличившиеся классы и индивидуально учащихся по данным разных этапов «Дня защиты детей».
По результатам итогов составляется приказ директора школы, который зачитывается в актовом зале. В приказе поощряется личный состав школы за:
- 1 – 3 места среди классов в проведении «Дня защиты детей» (можно сделать разбивку по возрастной категории);
- 1- 3 командные места, занятые в спортивно – массовых мероприятиях;
- за лучшие индивидуальные результаты в период проведение мероприятий – отдельные учащиеся.
С руководящим составом, лицами, ответственными за проведение мероприятий, классными руководителями директор школы совместно со штабом ГО проводит разбор проведенного «Дня защиты детей» во время, определенное им самим.