ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
Запустить по ссылке
Подключиться к конференции Zoom
https://us04web.zoom.us/j/5214032248?pwd=dEVwVnFWM2dDc0RpQ292a3YvUlFNdz09
Идентификатор конференции: 521 403 2248
Код доступа: 045362
Адрес: г.Нур-Султан, пр. Сарыарка 48/1
Время работы: Вторник
Четверг
09.00-12.00
Email:astana_lizei15@mail.ru
Тел: +7(7172)50-14-98
План работы МО русского языка и литературы 2021-2022 учебный год Ш-Л 15 г Нур-Султан
План работы МО русского языка и литературы школы-лицея №15 г. Астаны 2017-2018учебный год
Составила руководитель МО филологии русского языка и литературы Турспекова А.Х
План работы МО русского языка и литературы школы-лицея №15 г. Астаны
2016-2017 учебный год
Познавательная игра по русскому языку в 9 В классе ш-л №15 г Астаны «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Цель: показать красоту и богатство русского языка, его значение в жизни каждого человека; развивать познавательный интерес к русскому языку, творческие и интеллектуальные способности, смекалку, сообразительность, формировать умение выделять главное.
(игра по русскому языку)
I. Отборочный.
1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука.)
2. Какой частью речи — числительными или существительными — являются словатысяча, миллион, миллиарда
(Эти слова — числительные, потому что называют число предметов, отвечают на вопрос сколько? и могут быть записаны цифрами.)
1. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя.)
2. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым?
(Насмешливый — «любящий насмехаться», а смешливый — «такой, которого легко рассмешить».)
1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
(Суббота.)
1. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика.)
2. Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Тот, шалаш, боб, Анна, казак.)
3. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон.)
4. Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род? (Это существительные общего рода.)
5. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных. (Всплеск, взгляд, встреча.)
6. В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук [р’], мягкий звук [н’]? (Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, июнь.)
7. Какие из слов: срезал, списал, сумел, сгорел — могут служить доказательством, что приставка с- никогда не изменяется на письме? (Сгорел, списал.)
8. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор — стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле.)
9. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)
10. С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово? (С помощью суффикса -ищ-: ножищи.)
11. Родственны ли слова пот и потолок? (Не являются однокоренными, потому что не имеют ничего общего в значении.)
12. Назовите слова, в которых звук обозначался бы двумя буквами, а буква — звуками.(Конь, день, коньки и моя, я, поет, если.)
13. О каком правиле правописания идет речь? Сформулируйте это правило.
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифры знал немало...
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
1. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный.)
2. Как превратить слова ай и но в местоимения? (Я, он.)
1. Состязания на красной дорожке
{Нельзя ни разу ошибиться.)
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Покраше..ный пол, краш..ый пол, краше, .ый охрой пол, неокраше..ные стены; пр..быть (во)время, о..дыхать (во)время каникул, смотреть (в) даль, уходить (в) даль моря; (н..)где (не) найти, (н..)когда (не) опаздывать.
1. В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания оро, оло, ере с заимствованными неполногласными сочетаниями ра, ла, ре: ворота — вратарь, молодой — младенец, берег — прибрежный. Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах брат, среда, короткий? Почему?
1. Состязания на зеленой дорожке
(Можно ошибаться два раза.)
1. Одинаковые ли суффиксы в словах учительство и строительство?
2. Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.
Дед в лохматой шапке и подшитых валенках сидит на завалинке.
Который из дедушек «мой»? Почему? (В предложении с обособленным определением указывается на известного человека. Именно в первом предложении «свой» дедушка.)
1. Объясните лексическое значение слов: пилигрим, оранжерея, интенсивный, гуманный, оптимист.
2. В книге Ю. В. Откупщикова «К истокам слова» приводится такой случай.
Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Ленинграду. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали,что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им: «Зодчийпо-русски значит «архитектор».
Верны ли были пояснения экскурсовода?
(Экскурсовод был не прав: именно слово архитектор по своему происхождению является нерусским. Оно заимствовано русским языком через средневековую латынь из греческого языка, в котором слово архитектон означает «строитель». Но заимствованное слово архитектор нам понятнее теперь, чем устаревшее, хотя и исконно русское, слово зодчий.)
1. Состязания на желтой дорожке
(Допустима одна ошибка.)
1. Когда говорят грамотный человек, то всегда ли речь идет о человеке, умеющем читать и писать? Как тогда понять грамотный инженер, грамотный строитель, грамотный ученик? (Слово грамотный многозначно: в сочетаниях грамотный
инженер и грамотный строитель оно имеет значение «обладающий необходимыми знаниями в какой- либо области», а грамотным учеником назовем такого, который умеет писать и говорить без ошибок.)
1. Какое местоимение может быть
суффиксом? (Местоимение то: —
омоним (омоформ) суффикса -то: как-то, где-то.)
1. Объясните смысл крылатых слов
и выражений:
Вавилонское столпотворение, ахиллесова пята, дамоклов меч.
1. Расставьте ударение в следующих словах:
торты, комбайнер, начал, начала, звонит, звонят, баловать, красивее, мельком, черпая.
(Из журнала «Русский язык в школе» № 3, 1998 г.)
Турспекова А.Х., учитель русского языка и литературы
Цель: Формирование у учащихся уважения, интереса к жизни людей других национальностей, и их культуре, обычаям, национальному искусству; иметь представление о том, что должно объединять людей разных национальностей, воспитание гражданства и патриотизма, показать добрые чувства, бытующие в отношениях разных национальностей.
Оформление: банер, интерактивная доска, шары, плакаты, музыкальное оформление.
1 ведущий
Здравствуйте, уважаемые учителя, учащиеся. Здравствуйте, все, те кто пришел на наш праздник. Мы рады приветствовать вас в нашем уютном зале.
Праздник, посвященный Дню языков народа Казахстана разрешите считать открытым
2 ведущий: Мы поздравляем всех с Днем языков народов Казахстана. И надеемся, что вам будет интересно провести это время с нами. А для начала предоставим слово нашему уважаемому директору.
Песня «Туған жер»
(исполняют учащиеся 8 «А» класса Балыкберди Аружан., Кайрат Аружан).
1 ведущий: Ежегодно, 22 сентября вся наша страна отмечает этот день как день языков народов Казахстана. Наш Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед нами задачу: говорить на 3-х языках: казахском, русском и английском, не забывая при этом и своего родного. Это прекрасно, ведь знание языков — это наше богатство!
2 ведущий:
- Язык – это общественное явление, действующее на протяжении существования всего человечества. Истории не известен ни один человеческий коллектив, у которого не было бы своего языка. И это понятно. Ведь человек живет в обществе. Его связи с другими людьми постоянно укрепляются. Средством общения служит язык. С помощью языка люди передают свои чувства, желания, мысли.
1 ведущий:
- Our language is interrelated with our feelings and thoughts. He has appeared with the emergence of society. In all languages influence the geographic, political and economic factors.
2 ведущий:
- Глубины любого народного языка отражают всю историю духовной жизни народа. В сокровищницу родного языка складывает след своей духовной жизни одно поколение за другим.
1 ведущий:
- Көрінген халықтың тілінің тереңдіктері халықтың рухани өмірінің барлық тарихын сәуле түседі. Жақын тілдің сокровищницу өзінің рухани өмірінің ізін бір тұқым соң сыртпен қаттап салады.
Танец «Камажай, (исполняет Станкулова Аружан), 8Б.
Звучит романс на стихи С. Есенина «Заметался пожар голубой» в исполнении учащейся 11 «Б» класса Ораз Аиды, аккомпанемент на гитаре /А. Мейрамбеков, 11А/.
Стихотворение Вадима Шефнера «Слова» (читает Когабаева Асель, 11Б)
2 ведущий Казахстан — многонациональное государство. В нашей стране проживает более 130 наций и народностей и все живут дружно, одной сплоченной семьей и зовутся казахстанцы.
1 ведущий Язык — это, прежде всего слово, оно придает уникальность 1айтысом, русским былинам и сказкам. Отнимите слово, и душа народа потеряет свою первозданность и красоту.
Предлагаем вашему вниманию сценку «Как старик корову продавал» из басни С. Михалкова (исполняют учащиеся 8 «А» класса)
2 ведущий: Абай писал: «Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным» и действительно, его слова нашли подтверждение в жизни. Сегодня независимо от национальной принадлежности и русские и казахи, люди других национальностей, проживающие в нашей стране обладают равными правами: правом голоса, правом выбора, правом на труд, медицинское обслуживание, правом на защиту.
Отрывок из прозы И.С. Тургенева «Как хороши, свежи были розы» (читает ученица 11 «А» класса Аманжолова Дана)
Инсценировка басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Белеет парус одинокий».
Стихотворение А.С.Пушкина «К Чаадаеву», уч-ся 8А, Айбек.
1 ведущий:
Мы еще раз поздравляем всех с Днем языков народов Казахстана. Желание одно породило нас давно, чтобы в мире мирно жили, чтобы с детства все дружили, чтобы братьями росли, дети матери — Земли.
2ведущий:
- Отдельный язык – это целый мир. Это живая душа каждого народа, его боль, радость, сокровище, память. В природе просто не существует языка, не заслуживающего уважения.
1ведущий:
- Язык каждого народа дорог его детям, как материнский голос, как хлеб родной земли.
2 ведущий:
- Самой лучшей опорой в общественной и творческой жизни каждого человека является безупречное знание родного языка, умение использовать выразительные средства иностранных языков. Ведь каждый язык необычайно богат, живописен и гибок.
2 ведущий:
- Наша концертная программа подходит к своему завершению!
- Кош келдіңіздер
Төртқара К.С.
учитель русского языка и литературы
Грамматическая тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Связь слов в словосочетании и предложении.
Лексическая тема: Моя Родина Казахстан
Цели урока:
- повторить и обобщить материал о способах подчинительной связи в словосочетании;
- развивать связную речь учащихся, логическое мышление;
- воспитывать любовь и гордость к родному краю, чувство патриотизма.
Оборудование: проектор, таблицы, тексты, учебник.
Тип урока: урок обобщения; урок совершенствования новых знаний
Вид урока: урок практических работ.
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
Свободен, величав и первоздан ,
Звезде подобный средь земель и стран,
Кюй счастья ты наигрываешь звонко,
Родной мой, лучезарный Казахстан!
Сабит Муканов.
Целевая установка. Психологический настрой.
Слово учителя. Эмоциональный настрой класса на урок. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел языкознания – синтаксис. Давайте вспомним, что изучает синтаксис.
2. Проверка домашнего задания
Блиц-опрос
3. Обобщение изученного, подготовка к восприятию новой темы
Групповая работа, создаются 2 группы
Ассоциация-кластер « Мой Казахстан»
IV.Объяснение нового материала.
1.Знакомство со слайдами
2.Работа с текстом «Моя Родина – Казахстан»
Казахстан – земля древней цивилизации Центрального Евроазиатского региона, с удивительной и неповторимой историей, где в переплетении кочевых и оседлых миров на протяжении веков возникали и гибли, и вновь вставали из пепла могущественные империи и государства; взаимообогащались и преображались культуры и религии, проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад.
Казахи никогда не начинали войн. Им приходилось стойко и мужественно отражать нападки беспокойных соседей, отстаивать границы родины, дороже жизни ценя свободу и независимость. Генетически заложенное миролюбие национального характера определяет сегодня построение государственной политики, направленной на мирное сосуществование со всем человечеством.
История определяет меру испытания народам, но история дает им и шанс на выживание. Гостеприимная, щедрая степь мирных кочевников с поэтической душой тысячелетиями живет в полном согласии с законами природы. Пережив катаклизмы XX века, возродившись в новом качестве, Казахстан на пороге нового тысячелетия открывается народам планеты со всей самобытной, яркой и богатейшей культурой, вековыми традициями, невероятно интересной историей, чтобы восстановить мир без рабства и насилия, чтобы объединить труд и культуру, чтобы служить красоте и благородству, чтобы слиться со всем прогрессивным человечеством под знаменем всеобщего согласия.
Независимый Казахстан - многонациональное и одновременно национально – приоритетное государство, поскольку население его составляет более чем 100 наций. Конституция Республики Казахстан гарантирует всестороннее развитие граждан всех национальностей и создание всем им достойных условий жизни.
Задания к тексту:
Катаклизмы- (древ.- греч. — наводнение, потоп)
Приоритет-(лат-старший) . Предпочтение, отдаваемое чему-то или кому-то из-за большей значимости или опережения по времени.
Важная фраза |
Почему она важна? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грамматическое задание. Найти и выписать по 2 словосочетания на каждый вид подчинительной связи, всего 6 словосочетаний.
Выполнение синтаксического разбора предложения - Гостеприимная, щедрая степь мирных кочевников с поэтической душой тысячелетиями живет в полном согласии с законами природы.( у доски )
Прочитайте, выделите слова и словосочетания, которые использует поэт
М. Шаханов, чтобы назвать родину и одновременно выразить отношение к ней.
Желтеющие листья, падают вниз, срезать грибы, идти с братом, тяжелая корзина, трещит впереди, добросовестные труженики, легко дышится, владеть речью, уверенность в будущем, пестрый ковер, помогать по-соседски.
2.Творческая работа. Синквейн со словом Казахстан
3.Распределительный диктант
Желтеющие листья, падают вниз, срезать грибы, идти с братом, тяжелая корзина, трещит впереди, добросовестные труженики, легко дышится, владеть речью, уверенность в будущем, пестрый ковер, помогать по-соседски.
Согласование |
Управление |
Примыкание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. Рефлексия. Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
Как вы понимаете эти слова? Раскрывает ли тему нашего урока?
VII.Домашнее задание. Написать эссе «Мой Казахстан»,знать теоретический материал по теме.
VIII. Комментирование оценок.
Важная фраза |
Почему она важна? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грамматическое задание.Найти и выписать по 2 словосочетания на каждый вид подчинительной связи, всего 6 словосочетаний.
Работа с текстом «Моя Родина – Казахстан»
Казахстан – земля древней цивилизации Центрального Евроазиатского региона, с удивительной и неповторимой историей, где в переплетении кочевых и оседлых миров на протяжении веков возникали и гибли, и вновь вставали из пепла могущественные империи и государства; взаимообогащались и преображались культуры и религии, проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад.
Казахи никогда не начинали войн. Им приходилось стойко и мужественно отражать нападки беспокойных соседей, отстаивать границы родины, дороже жизни ценя свободу и независимость. Генетически заложенное миролюбие национального характера определяет сегодня построение государственной политики, направленной на мирное сосуществование со всем человечеством.
История определяет меру испытания народам, но история дает им и шанс на выживание. Гостеприимная, щедрая степь мирных кочевников с поэтической душой тысячелетиями живет в полном согласии с законами природы. Пережив катаклизмы XX века, возродившись в новом качестве, Казахстан на пороге нового тысячелетия открывается народам планеты со всей самобытной, яркой и богатейшей культурой, вековыми традициями, невероятно интересной историей, чтобы восстановить мир без рабства и насилия, чтобы объединить труд и культуру, чтобы служить красоте и благородству, чтобы слиться со всем прогрессивным человечеством под знаменем всеобщего согласия.
Независимый Казахстан - многонациональное и одновременно национально – приоритетное государство, поскольку население его составляет более чем 100 наций. Конституция Республики Казахстан гарантирует всестороннее развитие граждан всех национальностей и создание всем им достойных условий жизни.
Упражнение №78,стр.37
Как бы ни носила переменчивая судьба нас, смертных, по волнам жизни, по разным местам и разным странам, одно остается для человека вечным притяжением- край, именуемый землей отцов .И где бы мы ни находились, вновь и вновь, пусть мысленно, мы возвращаемся к тому небольшому в масштабах планеты пространству, к той единственной земле, на которую, по образному выражению казахов и киргизов, пролилась капля крови из перерезанной при твоем рождении пуповины. Это и есть начало мира. Отправная точка обитания на земле родной и любви к ней.
Задание:
Прочитайте, выделите слова и словосочетания, которые использует поэт М.Шаханов, чтобы назвать родину и одновременно выразить отношение к ней.
Упражнение №78,стр.37
Как бы ни носила переменчивая судьба нас, смертных, по волнам жизни, по разным местам и разным странам, одно остается для человека вечным притяжением- край, именуемый землей отцов. И где бы мы ни находились, вновь и вновь, пусть мысленно, мы возвращаемся к тому небольшому в масштабах планеты пространству, к той единственной земле, на которую, по образному выражению казахов и киргизов, пролилась капля крови из перерезанной при твоем рождении пуповины. Это и есть начало мира. Отправная точка обитания на земле родной и любви к ней.
Задание:
Прочитайте, выделите слова и словосочетания, которые использует поэт М.Шаханов, чтобы назвать родину и одновременно выразить отношение к ней.
Синтаксис-раздел грамматики,который описывает,как слова соединяются в основные синтаксические единицы-в словосочетания и предложения.
Пунктуация-это система правил расстановки знаков препинания
Словосочетанием называется сочетание двух и более знаменательных слов,одно из которых подчиняется другому грамматически и по смыслу,т.е. связано подчинительной связью
какой? что? как?
Школьный двор, написать сочинение, хорошо учить
Слово в словосочетании, которое подчиняет себе другое, называется главным. От него задается вопрос. Слово, которое подчиняется, называется зависимым.
Словосочетания обозначают сложные уточненные, конкретизированные понятия о предметах (школьный двор), признаках (способныйк математике), действиях (учитьсяв школе).
Самостоятельные слова, входящие в подчинительные словосочетания, в предложении обычно выступают в роли отдельных членов предложения. Например:
куда? какой?
Дети высыпали на школьный двор.
Төртқара К.С.
учитель русского языка и литературы
Урок русского языка
«Правописание гласных а-о в корнях с чередованием -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ- (-рос-)"
5 класс
Цели:
Ход урока
1) Теоретический этап. Общеклассная работа, создание проблемной ситуации
Игра «Четвёртое лишнее»
На доске записаны слова:
Растущий, прорастающий, простейший, росточек. Роскошный, расти, возрастной, подрастать. Сложение, положение, полагается, сладкий.
Определите в каждой группе слов лишнее. Подчеркните его, объясните свой выбор. Чем же будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Записываем тему в тетради.
Ученики формулируют правила выбора чередующихся а-о в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, ращ-, -рос-.
Работа по группам;
Первая группа читает задание: распределите записанные ниже слова по трём столбикам. В первый столбик выписывают слова с гласной, а в корнях с чередованием, во второй — с гласной о, в третий записывают слова с другими корнями. Орфограмму выделить, выбор объяснить.
Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отношения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты.
Вся группа работает вместе, выписывая слова с чередующимися гласными, один ученик работает самостоятельно, выписывая слова с другими корнями. После выполнения задания группа работает в парах, составляя простые предложения с однородными членами, соединёнными бессоюзной связью, соединёнными союзами и, а, но, включив в предложения слова с чередующимися гласными.
Работа со второй группой. Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.
Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.
Прочитайте получившуюся запись. Докажите, что данная запись является текстом. Озаглавьте, определите тип речи текста.
Задание по вариантам: выполните синтаксический разбор предложений по вариантам: первый вариант предложение № 8, второй вариант предложение № 9. Все работают в тетрадях, два ученика выполняют задание на доске.
Работа с третьей группой. Задание: исправьте ошибки. «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
Совместная проверка выполнения заданий первой и второй группами.
Общеклассная работа. К сочетаниям слов подобрать и записать синонимы.
Добавление к чему-нибудь, например, к журналу (приложение). Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений (растениеводство). То, что предложено, предлагается (предложение). Частый кустарник, которым заросло какое-либо место (заросли). Догадка, предварительная мысль (предположение). Устроиться где-нибудь на отдых (расположиться). Несколько вырасти, стать старше (подрасти). Сообщать свои мысли (излагать). Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян (поросль). Становиться гуще, ветвистее, больше (разрастись). Отдельная область деятельности науки, производства (отрасль).
Подведение итогов. Индивидуальная работа. Выполнение разноуровневой тестовой работы. Взаимопроверка работы.
А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Урок словесности в 6 классе
Тема: Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести. |
|||||||||||||
Наименование занятия. |
Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести. |
||||||||||||
Ссылка |
Текст. Тесты. Рисунки учащихся, слайды |
||||||||||||
Цели |
Рассмотреть новый материал методом исследований и выводов в структурной системе художественного текста и составить синтетичскую таблицу. |
||||||||||||
Задачи |
Чему учат притчи? Сопоставление рассказа и притчи .составить таблицу используя текст. Рассмотреть новый материал методом исследований и выводов в структурной системе ХТ и составить синтетическую таблицу. |
||||||||||||
Ход урока: |
|||||||||||||
Оргмомент |
Проверка домашнего задания .Ответы на вопросы. -Как начинается повесть «Станционный смотритель»? Ученик читает первое предложение «Кто ни проклинал станционных смотрителей, кто с ними ни бранился?» -Кто может проклинать смотрителей? (проезжие) |
||||||||||||
Мозговой штурм |
ИКТ -тест по произведению |
||||||||||||
Работа в группах |
Описание по картине образы главных героев. Ряд слов: проезжий ,проезжающий, путешественник, постоялец. С помощью ключевых слов и словосочетаний из ХТ на доске составляется схема , отражающее отношение проезжих к станционным смотрителям. |
||||||||||||
Показ видеофрагментов |
Учащиеся просматривают подготовленные слайды |
||||||||||||
Ромашка Блума |
Станционный смотритель: сущий мученик, скромный ,общительный, не слишком сребролюбивый, мирный, дрожащий, оклеветанный. услужливый |
||||||||||||
,Рефлексия |
Составление таблицы.
|
||||||||||||
Итоги урока |
Чему учат эти притчи? (Дороги вера и послушание, но еще дороже раскаяние и прощение: чувство добра и братские отношения между людьми. |
||||||||||||
|
Что вы поняли на сегодняшнем уроке? |
||||||||||||
|
Можно ли сказать , что вы изменились в лучшую сторону? |
||||||||||||
Д-З |
Прочитать «Притчи о талантах»… |
Рефлексия урока
/школа-лицей №15/
Цели: систематизировать знания учащихся о предложении как синтаксической единице; углубить понятие о подлежащем и способах его выражения; отработать навык нахождения подлежащего в предложении.
Оборудование: учебник, учебные тексты, схема, таблицы, карточки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урокa
Беседа
- Что такое предложение?
- Чем оно отличается от словосочетания?
- Как связываются слова в словосочетании и предложении?
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?
Учитель: Реальность, в которой мы живем, безгранична. Человек осмысливает ее и отражает – словесно оформляет – в предложениях. Их число тоже безгранично, а содержание необычайно разнообразно, как и сам окружающий мир…
-Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены предложения (грамматическая основа) – подлежащее и сказуемое
Грамматическая основа предложения ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее Кто? Что?
Сказуемое Что делает? Что сделает?
Сказуемое простое (1 слово =лексическое+граммат.значение)
Составное именное = глагол-связка (граммат.знач.)+именная часть (лекс.знач.)
Составное глагольное =вспомогательный глагол (грамматическое знач.) +глагол в неопред. форме (лексич. значение)
Обратить внимание на особые случаи (стр.40 по пос.Богдановой)
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ |
ПРИМЕРЫ |
Морозы на севере Казахстана продержались месяц. |
|
Приезжающие в Астану в первую очередь интересуются достопримечательностями. |
|
Семеро одного не ждут. |
|
Смелый к победе стремится. |
|
Проспект Богембая-батыра временно перекрыт из-за ремонта дорог. |
|
Жизнь прожить-не поле перейти. |
|
Мы с братом учимся в ЕНУ. |
|
Из лагеря «Балдаурен» никто не хотел уезжать. |
|
Громкое «ура!» прокатилось над площадью |
|
|
Светлое завтра в наших руках. |
Ү.Закрепление
1. Комментируемое письмо с нахождением и обозначением подлежащего:
Невидящий лишь то берет, что видящий ему дает.
Мокрый дождя не боится.
Один в поле не воин.
Я помню чудное мгновенье…
Наконец пришло и послезавтра.
Две капли брызнули в стекло.
Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.
2.Упражнения учебника №80(1),81.
ҮІ.Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что нового вы сегодня узнали?
Какая часть речи « может работать» подлежащим? Приведите примеры
ҮІІ. Домашнее заданиеВыучить теоретический материал учебника по теме «Способы выражения подлежащего».Упражнение №85 (письменно)
Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе лингвистики; познакомить с механизмом образования слов с помощью морфем;
2) развивать умение работать в парах;
3) воспитывать культуру межличностных отношений.
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа в парах
Оборудование: рабочие листы для индивидуальной работы; карточки-ключи с ответами;
на доске «Базовый лист контроля» к уроку:
План урока:
Этапы урока |
Время |
І. Организационный момент. |
5 мин. |
ІІ. Повторение сведений о морфемах. 1) Взаимообмен карточками. 2) Устный опрос |
12 мин. |
ІІІ. Изучение нового материала. Основные способы словообразования 1) Слово учителя. 2) Самостоятельный поиск знаний и закрепление их на практике. |
20 мин. |
ІҮ. Подведение итогов урока. |
5 мин. |
Ү. Рефлексия |
2 мин. |
ҮІ. Домашнее задание |
1 мин. |
Ход урока:
Учитель: Сегодня у нас первый урок по теме «Словообразование». Мы проводим его, работая в парах. Как вы понимаете значение слова «словообразование»? Что мы узнаем нового и чем будем заниматься? (см. Базовый лист контроля) Мы не только узнаем об основных способах образования слов, но и будем продолжать учиться работать в парах. Вспомним наши основные правила, необходимые для этой работы.
(На доске написано:
- Говорим вполголоса-Произносим правильно !
1) Взаимообмен карточками.
Прежде чем приступим к изучению новой темы, нам предстоит вспомнить, что мы знаем о морфемах. Для этого выполним задание №1 на рабочих листах по вариантам.
Алгоритм работы:
Фото 1. Учащиеся 5 Г класса работают над словообразованием.Разбор слов по составу.
Учащиеся в парах работают каждый над своим вариантом задания. После выполнения
задания учитель выдает карточки-ключи, и ученики выполняют работу над ошибками, при этом ставят себе оценку в графу «самооценка». Затем они обмениваются вариантами и выполняют задание напарника. По команде учителя работа прекращается, и ученики в парах обмениваются своими рабочими листами и осуществляют взаимопроверку другого варианта заданий, пользуясь карточками-ключами. Теоретическая часть задания проговаривается вслух. За проверенный вариант напарника ученики выставляют оценки и подписывают свою фамилию.
Критерии оценки заданий:
«5» - учащийся не допустил ни одной ошибки в записях.
«4» - учащийся допустил одну-две ошибки в записях.
«3» - 3-5 ошибок.
«2» - учащийся допустил более 5 ошибок.
Задание №1 |
Карточки-ключи |
Вариант №1 Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка, задр_жать, д_лёкий, прибл_жение, пров_нился. |
Карточка-ключ. Вариант №1.
|
Вариант №2 а какие участвуют в образовании форм слова: …………………………………………………? баянист, охотник, переписчик, барабанщик, учитель, трубач, москвич |
Карточка-ключ. Вариант №2
|
2) Устный опрос:
1) Слово учителя.
Словообразование – один из разделов науки о языке. О том, что такое словообразование и какие существуют способы образования слов, вы узнаете, познакомившись с материалами учебника на с. 3-5. Ваша задача: самостоятельно найти ответы на эти вопросы и выполнить задание №2 по вариантам. Алгоритм работы такой же, как и при повторении. Сначала решаете свой вариант, устраиваете самопроверку по карточке-ключу, выставляете оценку себе, потом решаете вариант напарника, обмениваетесь рабочими листами и проверяете друг друга. Теоретическую часть задания проговаривайте друг другу вслух, вполголоса!
2) Самостоятельный поиск знаний и закрепление их на практике.
При выполнении задания №2 на рабочих листах, учащиеся используют теоретический материал учебника (с. 3-5).
Вариант №1. ………………………………………………… ……………………………………………….. Листик листочек водичка водица стульчик перевозчик орешек пожарник |
Карточка-ключ. Вариант №1.
вод-иц-а, стуль-чикo, пере-воз-чикo, ореш-екo, по-жар-никo |
Вариант №2. ……………………………………………….. ………………………………………………… застелить ß ………...…. + ……..…..…. , побольше ß …………... + ……………. , Маленький ß ………… + ………….….., Переплётчик ß …….…. + ……………., Дырокол ß …………………………….., землекоп ß ………………………….. |
Карточка-ключ. Вариант №2. (мал)ый + еньк(ий); (переплет)ать + чик(o) (дыр)а + о + (кол)оть, (земл)я + е + (коп)ать, |
Ученики оценивают свою работу на уроке, подчеркнув на рабочих листах да / нет) и устно делятся впечатлениями.
1) Тебе понравилось сегодня работать в парах? Да. Нет.
2) Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет.
В конце урока учащиеся сдают рабочие листы на проверку.
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ
Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования
ФИ ученика …………………………
Выполните задание №1
Вариант №1 |
Вариант №2 |
суффиксы и приставки – ……………………... ………………………………………………….; окончание – ……………………………………. Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка,
задр_жать, д_лёкий, прибл_жение,
пров_нился. |
……………………………………..………….., а какие участвуют в образовании форм слова: …………………………………………………?
баянист, охотник, переписчик,
барабанщик, учитель, трубач, москвич |
Самооценка: |
Самооценка: |
Проверил ……………. Оценка …………….. |
Проверил ……………. Оценка …………….. |
выполните задание №2, используя материалы учебника на с. 3-7
Вариант №1. ………………………………………………… ……………………………………………….. ………………………………………………. ………………………………………………... Листик листочек
водичка водица
стульчик перевозчик
орешек пожарник |
Вариант №2. …………………………………………………. ……………………………………………….. ………………………………………………… ………………………………………………… застелить ß ………...…. + ……..…..…. побольше ß …………... + ……………. маленький ß ………… + ………….…. переплётчик ß …….…. + ……………. дырокол ß …………………………….. землекоп ß ………………………….. |
Самооценка: |
Самооценка: |
Проверил ……………. Оценка …………….. |
Проверил ……………. Оценка …………….. |
Оцените свою работу на уроке (подчеркните да / нет)
1) Тебе понравилось сегодня работать в парах? Да. Нет.
2) Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет.
Урок русской словесности в 5 Г классе школы-лицея №15
ЦЕЛИ УРОКОВ:
ОБОРУДОВАНИЕ:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
ВИДЫ РАБОТ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ:
Наблюдение над речью рассказчика (сочетание высокой и разговорной лексики, богатство и разнообразие интонаций).
ХОД УРОКОВ
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском поэте 19 века М.Ю.Лермонтове, о его произведении “Бородино” и о том, что послужило толчком к написанию этого стихотворения.
Сообщение учащегося. (По ходу рассказа учитель демонстрирует портреты Лермонтова, его родных).
1-ый ученик:
М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.
Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя под конец. В слезах угасла мать моя. От них остался только я.
Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.
17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.
2-ой ученик:
Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы. (На партах находятся репродукции картин “Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби”, и “Военно-Грузинская дорога близ Мцхета”, которые рассматриваются учениками).
3-ий ученик:
Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.
Учитель:
- За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его стихотворений относится “Бородино”.
- Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.
Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю? (Ответы учащихся)
Ответим на этот вопрос подробнее. Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.
Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа. Бородинская битва- одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии, к тому времени захватившей почти всю Западную Европу. Огромный размах приобрело в России партизанское движение. Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, которые уничтожали врагов, брали их в плен. На картине В. В. Верещагина “ Не замай- дай подойти!” изображена засада партизан, поджидающих отступающую вражескую колонну. Обратите внимание, партизаны - это простые крестьяне, объединившиеся против общего врага. Эти люди были вооружены вилами, топорами. Но не смотря на это, они были настроены очень решительно.
На другой картине этого же художника, которая называется “ На большой дороге. Отступление, бегство...”, мы видим, как жалки остатки, отступавшей из России французской армии, подходили границе. Русские войска и партизаны энергично добивали вражеские части. Весь путь отступления французов был завален трупами, зарядными ящиками, пушками, повозками. Наполеон, окруженный гвардейцами, часть дороги шел пешком, но в ночь на 06.12.1812 года бросил свою армию и тайком уехал во Францию.
И еще обратимся к одной картине. Это картина И. И. Прянишникова “В 1812 году”. Она посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие подвига русского народа, изгнавшего захватчика из родной земли. Обратите внимание, по заснеженному полю уныло бредут жалкие и оборванные, в женских шубах и шалях, “завоеватели”. Их конвоируют крестьяне с вилами и топорами. Крестьяне спокойны и уверены, они выполняют священный долг - очищают землю от врагов. На этой картине видно, что на защиту своего Отечества поднялись не только мужчины, но и женщины.
Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов. На картине А. Д. Кившенко “ Военный совет в Филях в 1812 году” мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву. Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите, как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов, одни офицеры смотрят на него недоуменно, другие снисходительно, а третьи негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту, и Москва досталась Французам. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь не пропитания, ни лошадей.
Теперь мы с вами знаем об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова “Бородино”. События 1812 года имели важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова. Он рос и воспитывался в атмосфере “священных преданий” об отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.
- Вспомните из истории, сколько лет служили в армии солдаты в 19 веке? (25 лет). - Давайте посмотрим, как построено стихотворение?
(Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог. Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).
Верно, сейчас 1837 год, он служит последний год, а следовательно начинал свою службу как раз в 1812 году. Далее следует рассказ этого солдата. Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким увидел художник этого солдата. Что вы можете сказать об этом солдате? Каков он?
Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)
Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”). Чтобы подтвердить свой ответ он обращается к картинам прошлого.
Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской армии. Какими словами это выражается? (“ведь не даром”, “ведь были схватки боевые, да говорят, еще какие”)
Во второй строфе заключается ответ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания. Как это можно отразить интонационно? (Речь становится замедленной)
Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”)
Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).
Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле.” Где оно? (Это Бородинское поле, близ села Бородино)
Что рисует фраза “Есть разгуляться где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).
“Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.
Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).
А каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, кряжистых, сильных). Верно, ведь это очень тяжелая работа.
В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения - русский и французский. Давайте их сравним: ликование у французов, т.к. они привыкли к легким победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина. Солдаты сосредоточены, серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. В этой строфе большую роль играют прилагательные “бивак открытый”, “кивер избитый” и др.
А вот следующая строфа, здесь уже чувствуется движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря. Потому что здесь используются глаголы совершенного вида. Обратите внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы понимаете слова: “рожден был хватом”? (Это человек ловкий, умный, удалой).
Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.
И умереть мы обещали И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой.
И вот бой начался. Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов).Давайте их перечислим. Чем еще увеличивается впечатление динамичности? (фотографическим перечислением предметов и действий)
Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди”), звуки орудий).
Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация)
Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”
Зачем автор использует такой прием?
С одной стороны, создается впечатление диалога, а с другой -показывает, что участник Бородина заново переживает бой. (Рассматриваем иллюстрации к стихотворению.) Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность в одержанной победе и готовность возобновить бой. Какими словами это выражено?
Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять.
Как вы понимаете выражение “до конца стоять”? В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.
Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.
-Каким чувством проникнуто это стихотворение?
(Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).
-А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)
Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (это то, о чем рассказывает писатель-события, факты, жизненные явления) Значит тема стихотворения - Бородинское сражение.
План урока русской словесности в 7 Д классе по теме «Картины моря в ХТ»
Тема: «Картины моря в ХТ» |
|
Наименование занятия. |
Интегрированный урок ( Литература +ИЗО) |
Ссылка |
Текст. Тесты. Рисунки учащихся, слайды |
Цели |
Познакомить с многообразием изображения моря в разных видах искусства. |
Задачи |
Раскрыть символику моря, изобразительно-выразительного средства в разных видах искусства. Рассмотреть новый материал методом исследований и выводов в структурной системе ХТ и составить синтетическую таблицу. |
Ход урока: |
|
Оргмомент |
Проверка домашнего задания . Выразительное чтения наизусть стихотворения А.С.Пушкина «К морю» Ответы на вопросы. -О чем говорит название? -С чем обращается автор к морю? -Символом чего является море? Почему?(слайды 10-11) -Какой художественный прием использует? -С какими образами ассоциируется море? Работа с текстом учебника рассказами «Шторм», «Максимка» |
Мозговой штурм |
ИКТ -тест по произведению -Что такое море с точки зрения науки? -Что оно символизирует? Метод ассоциаций -Что ее символизирует? Работа со статьей учебника. -Чем привлекало море взоры поэтов и художников? ( а не реки, озера? )
|
Работа в группах |
Описание по картине с многообразием изображения моря в разных видах искусства. -В какое время изображается море? -Каким вы видите море в шторм? В штиль? С помощью ключевых слов и словосочетаний из ХТ на доске составляется картина описания моря. |
Показ видеофрагментов |
Учащиеся просматривают подготовленные слайды |
Ромашка Блума |
Как называется художник, изображающее море? (маринист) Например: Иван Константинович Айвазовский целиком посвятил свое творчество морю.(Родился 17 июля 1817 года) слайд 5. – Почему? Самая известная картина –«Девятый вал»(1850 г) слайд 6 |
Мотивировка оценок |
|
Итоги урока |
-Что нового вы узнали о море? О А.С.Пушкине? О И.К.Айвазовском? Что объединяет этих великих художников? |
|
-Изменилось ли ваше представление о море? С каким настроением вы уходите с урока? |
Д-З |
Вн чт Чтение рассказов о море по выбору. |
Рефлесия урока. Фото1: Защита своего выступления описания и изображения моря в разных видах искусства ученицей 7 Д класса- Абдулда И.
Среднесрочное планирование уроков по русской словесности в 7 «В» классе по разделу Л.Н.Толстой Фрагменты из романа «Война и мир». «Совет в Филях»,,» Наполеон на Поклонной горе», «Подвиг капитана Тушина».
Учитель Турспекова Айман Хамитовна школы-лицея №15 г.Астаны
Тема и основные цели; результаты обучения |
Использование ИКТ на уроке |
Работа с одаренными детьми |
Преодоление барьеров в обучении |
Задание на развитие КМ |
Рефлексия и оценивание |
Лидерство и управление |
Учет возрастных особенностей |
Новые подходы в обучении |
||
Цель: Использование материала ХТ в воспитании чувств сопереживания за героев.Герой и антигерой. |
||||||||||
Литература и история. Л.Н.Толстой о писателе и его романе.(Наполеон и Кутузов) Художественные приемы воссоздания исторических и вымышленных образов-персонажей. |
Компьютер, портрет, слайды рисунки учащихся. |
Составление «толстых и тонких» вопросов. |
Участие в работе всех команд (5)человек. |
Образ и исторический прототип. |
Литература и история. |
Дифференцированное задание учащимся. |
Все учащиеся одного возраста. |
Конструктивная таблица «Знаю- узнал-хочу узнать» |
||
А.С. . Образ Наполеона и Кутузова. Капитан Тушин. Бенигсен. Цель: Знакомство с образом Наполеона и Кутузова. |
Характеристика образа главного героя . |
Дифференцированный подход. |
Неустойчивость внимания, тренировка долгосрочной памяти. |
Создать кластер алгоритма на основе сравнения поэм. |
Рефлексия после проведения каждого задания , самооценивание работы в группах. |
Дать возможность слабому ученику быть лидером в группе. |
Выразительное чтение отрывков образы героев наизусть. |
Конструктивная таблица «Знаю, узнал-хочу узнать» |
||
Портретное мастерство Л.Н.Толстого. .Авторское отношение к героям . |
Авторская позиция и способы её проявления в художественном тексте. |
Образ и прототип. Сопоставительный анализ героев. |
Произведение для чтения и обсуждения. |
Образы героя и антигероя. |
Дифференцированное задание учащимся. |
Все учащиеся одного возраста. |
Конструктивная таблица «Знаю, узнал-хочу узнать» |
План работы МО русского языка и литературы
школы-лицея №15 г. Астаны 2014-2015 учебный год
Заседание кафедр |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Организационное |
Конкурс сочинений |
Диагностика качества обучения на 1 четверть Подготовка и проведение внутришкольной олимпиады |
(8-11 кл) |
1Мониторинг качества знаний за 1 полугодие. Итоги олимпиад. |
Проведение дня театра. |
|
Итоги года, подготовка к экзаменам, ЕНТ, |
||
Входные срезы за курс «Повторение « 5-11 класс Закариной Р.О. |
грамотности чтения учащихся в рамках проведения м\исследования PISA «Орлеу» (Турспекова А)
|
совр-й школе (международный сертификат) Торткара С.К. |
|
Интеллектуальный марафон, подготовка выпускников к ЕНТ. |
|
5-7 кл. |
|
Сводная таблица результатов текущего контроля успевемости , промежуточной и итоговой аттестации учащихся по школе-лицею №15 за 1 четверть 2014-2015 учебного года
классы |
5 В |
5Г |
Русский язык |
||||||||||||||
5Д |
6В |
6Г |
6Д |
7В |
7Г |
7Д |
8В |
8Г |
9В |
9Г |
10В |
10Г |
11В |
11Г |
|||
Кол-во уч-ся |
27 |
26 |
28 |
25 |
24 |
25 |
25
|
24 |
19 |
28 |
29 |
26 |
26 |
|
|
|
|
«5» |
11 |
5 |
5 |
3 |
1 |
1 |
6
|
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
6 |
|
|
|
|
«4» |
14 |
13 |
12 |
16 |
13 |
14 |
13
|
12 |
5 |
18 |
16 |
14 |
8 |
|
|
|
|
«3» |
2 |
8 |
10
|
6 |
10 |
10 |
6 |
9 |
13 |
9 |
11 |
9 |
11 |
|
|
|
|
«2» |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
% усп-ти |
100 |
100 |
96,4 |
100 |
100 |
100 |
100
|
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
|
|
% кач-ва |
92,5 |
69 |
60 |
76 |
53 |
60 |
76
|
62 |
32 |
67 |
62 |
65 |
53 |
|
|
|
|
СОУ |
87,6 |
60,2 |
55,9 |
62,6 |
54 |
49 |
67 |
58 |
45,6 |
57 |
56 |
53 |
55 |
|
|
|
|
Учитель |
Торткара С.К |
Турспекова А.Х |
Торткара С.К |
Торткара С.К |
Турспекова А.Х |
Закарина Р.И. |
Закарина Р.И. |
Кожахметова А.З |
Кожахметова А.З. |
Сводная таблица результатов текущего контроля успеваемости , промежуточной и итоговой аттестации учащихся по школе-лицею №15 за 1 четверть 2014-2015 учебного года.
классы |
5 В |
5Г |
Русская литература |
||||||||||||||
5Д |
6В |
6Г |
6Д |
7В |
7Г |
7Д |
8В |
8Г |
9В |
9Г |
10В |
10Г |
11В |
11Г |
|||
Кол-во уч-ся |
27 |
26 |
28 |
25 |
24 |
25 |
25
|
24 |
19 |
28 |
29 |
26 |
26 |
16 |
16 |
20 |
17 |
«5» |
14 |
12 |
8 |
5 |
2 |
3 |
11
|
10 |
4 |
11 |
12 |
7 |
4 |
2 |
9 |
10 |
6 |
«4» |
13 |
10 |
14 |
16 |
14 |
12 |
10
|
9 |
8 |
12 |
13 |
10 |
11 |
11 |
4 |
9 |
5 |
«3» |
-
|
4 |
5 |
4 |
8 |
10 |
4 |
5 |
7 |
5 |
4 |
9 |
11 |
3 |
2 |
1 |
4 |
«2» |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
% усп-ти |
100 |
100 |
96,4 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
93,7 |
100 |
100 |
% качества |
100 |
84 |
78,5 |
84 |
66 |
60 |
84
|
79 |
63 |
82 |
86 |
65 |
57,6 |
81 |
81 |
95 |
64,7 |
СОУ |
83,9 |
76 |
75 |
68 |
55 |
57 |
74 |
73,6 |
61 |
73,8 |
75 |
64 |
57 |
64 |
72 |
81 |
54,9 |
Учитель |
Торткара С.К |
Турспекова А.Х |
Торткара С.К |
Торткара С.К |
Турспекова А.Х |
Закарина Р.И. |
Закарина Р.И. |
Кожахметова А.З |
Кожахметова А.З. |
№ |
Ф.И ученика
7 класс |
Какие разделы учеником не усвоены по программе |
Почему ученик не мог освоить программу данного года обучения |
Что было предпринято в течении четверти по ликвидации отставания и пробелов в знаниях |
Что должно быть сделано, чтобы выправить неуспеваемость ученика |
Примечание |
|
Прошлых лет |
Настоящего года |
||||||
1 |
Алиев Джафар |
Правописание гласных в корне |
|
Барьры в языке |
Дополнительные упражнения |
Тематическое занятие |
|
2 |
Коробова Ирина |
Морфологический разбор глаголов |
|
Слабая мотивация |
Дополнительные упражнения |
Тематическое занятие |
|
3 |
Пулатов Азиз |
Падежные окончания слов. |
|
Барьры в языке |
Дополнительные упражнения |
Тематическое занятие |
|
4 |
Алиева Сабина |
Правописание причастий. |
|
Барьры в языке |
Дополнительные упражнения |
Тематическое занятие |
|
5 |
Поковба Игорь |
Различие причастий двух видов |
|
Слабая мотивация |
Дополнительные упражнения |
Тематическое занятие |
|
6 |
Паршин Стас |
Правописание падежных окончаний прилагательных |
|
Адаптация прибыл с другой школы |
Дополнительные упражнения |
Тематическое занятие |
|
7 |
Корягин Алексей |
Правописание гласных в корне слов |
|
Слабая мотивация |
Дополнительные упражнения |
Тематическое занятие |
|
8 |
Кускеев Назир |
Правописание НЕ с разными частями речи. |
|
Прибыл с другой школы |
Дополнительные упражнения |
Тематическое занятие |
|
9 |
Табачук Григорий |
Отличие прилагательных от причастий. |
|
По причине болезни-пропуски |
Дополнительные упражнения |
Тематическое занятие |
|
Форма учета работы с отстающим учеником
№ |
Ф.И ученика
7 Г класс |
Какие разделы учеником не усвоены по программе |
Почему ученик не мог освоить программу данного года обучения |
Что было предпринято в течении четверти по ликвидации отставания и пробелов в знаниях |
Что должно быть сделано, чтобы выправить неуспеваемость ученика |
Примечание |
|
Прошлых лет |
Настоящего года |
||||||
1 |
Гринев Данил
А) 9.09.2014г. Б) 17.09 В) 24.09 Г) 1.10 Д) 8.10 Е) 15.10 Ё) 25.10; 31,10 2014г. 3,12.14.г.
|
Правописание гласных в корне , падежные окончания слов, пробелы знаний прошлых лет по изученной теме. |
|
Прибыл из другой школы , низкая мотивация, барьер -здоровье |
Дополнительные упражнения, опрос теоретического материала. |
Тематическое занятие ( глаголы, правописание и склонение причастий пма( действительное и страдательное) |
Дополнительное задание по теме, тренировочные упражнения, индивидуальные карточки. |
План
класс |
Кол-во уч-ся |
Количество оценок |
% кач-ва |
Динамика с четвертью |
% Успев аемо сти |
неаттест |
СОУ |
Прохождение ГОСО |
примечание |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
По программе |
дано |
||||||||
7В |
25 |
5 |
14 |
6 |
- |
76 |
- |
100 |
- |
76 |
24 |
18 |
|
7Г |
24 |
5 |
11 |
8 |
- |
66 |
+4 |
100 |
- |
62,5 |
24 |
19 |
|
7Д |
19 |
1 |
6 |
12 |
- |
37 |
+5 |
100 |
- |
47,3 |
24 |
18 |
|
5Г |
26 |
6 |
12 |
10 |
- |
69 |
- |
100 |
- |
71,7 |
24 |
19 |
по русской литературе
класс |
Кол-во уч-ся |
Количество оценок |
% кач-ва |
Динамика с четвертью |
% успев- ти |
неаттест |
СОУ |
Прохождение ГОСО |
примечание |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
По программе |
дано |
||||||||
7В |
25 |
11 |
11 |
1 |
- |
88 |
+4 |
100 |
- |
69 |
16 |
13 |
|
7Г |
24 |
8 |
11 |
5 |
- |
75 |
+12 |
100 |
- |
70,8 |
16 |
11 |
|
7Д |
19 |
2 |
11 |
8 |
- |
65 |
+2 |
100 |
- |
70,1 |
16 |
11 |
16-17.12 |
5Г |
26 |
12 |
10 |
4 |
- |
84,6 |
|
100 |
- |
83 |
16 |
14 |
- |
© 2014 ГУ Школа-лицей №15 г.Астана. Все права защищены.